Прошло более двух тысяч лет с момента первого театрального представления, а ремесло актёра на сцене не теряет актуальности. Но как долго это будет продолжаться, и какие метаморфозы претерпит театр?
Какой он, театр будущего? Представим: на сцене появляется огромный голографический парусный корабль, шум моря распространяется по залу с бесподобной реалистичностью, 8D звук, вдоль прибоя бегает Ассоль, тело которой вблизи видится явной металлической материей, Ассоль играет… робот! Насчёт последнего перебор, робот не заменит актёра, в таком тонком искусстве нет места неживому, но кибердекорации гарантированы.
Интеграция технологий будущего в театральные представления лишь косметическая часть изменений, помимо этого театр будущего ждёт концептуальное развитие. Обращая внимания на тренды в других видах искусства, будь то музыка или живопись, можно проследить тенденцию упрощения формы творения: так в музыке большую популярность обретают композиции с неотягощёнными множеством смыслов текстами и незамысловатыми мелодиями и ритмами; а в современном изобразительном искусстве реализм и детализация картин не имеют большого значения. Можно сделать вывод, что и в театрах массивные декорации, костюмы, сюжеты и реплики станут проще. Уже в наши дни немало молодёжных театров, которые одевают актёров в минималистические наряды, на сцене обходятся парой объектов интерьера и чёрным экраном, а классические пьесы отыгрываются в новых интерпретациях, и это смотрится стильно.
Отдельного внимания заслуживают моноспектакли, так как этот вид представления в будущем выйдет на новый уровень. Сегодня можно заметить, как публика влюбляется в конкретные личности, этим объясняется популярность стендап комедии. Людям больше не нужны безлицые клоуны, им хочется искренности и откровения одного человека, поэтому шоу с большим количеством комиков и разнообразным юмором отходят на второй план перед стендапом. Представив человека книгой, можно сказать, что его эпизодическая роль в большом спектакле — краткое содержание, а вот моноспектакль — это целое произведение, в которое погружаешься с глубиной. В моноспектаклях выразится рефлексия актёра, трагедия маленького человека, близкая сидящим в зале людям. Это не значит, что большие театральные труппы будут обделены вниманием, нет, но звёздный час моноспектаклей точно настанет.
Поговорим о публике театра будущего, ведь спрос рождает предложение, кто будет спрашивать? Зритель театра будущего отличается клиповой формой мышления. Взращённые интернетом люди, привыкшие к быстрому потреблению разной информации, но не находящие интересным зачитываться многословными книгами с затянутым повествованием, потребуют от театра динамичности, остроты и актуальности. Кинематограф в своё время был встряхнут режиссёрами из других медиа пространств, теми, кто работал над музыкальными клипами и рекламными видеороликами, например, всем известным Гаем Ричи. Он понимал из своего опыта, что цепляет массового зрителя, и, следуя канонам поп-культуры, задал своими кинолентами новый жанровый стандарт. Только в театре нет эффекта трясущейся камеры и быстрой склейки кадров, но реальная близость актёра и зрителя даёт другие преимущества: эффект личного присутствия и возможность превратить зрителя в часть играемого действия. Эти перспективы театра смогут привлечь уставшую от цифровых экранов публику.
Театру определённо есть место в будущем, и, по правде говоря, не так важно, какого размера будут декорации, какого цвета костюмы и какая форма представления, ведь истинная прелесть театра — это несравнимая ни с чем энергия, которую зритель получает от актёров. И зритель будущего будет нуждаться в этой энергии.
Потому что, как сказал великий В. Гюго: «Театр не есть страна реального; в нём картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, выходящее из-под земли. Театр в то же время — это страна истинного: на сцене — человеческие сердца, за кулисами — человеческие сердца, в зрительном зале — человеческие сердца».